Министерство

Постановление коллегии № 1 от 27.03.2013 г.

Состав коллегии министерства сельского хозяйства Ставропольского края>>


ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ КОЛЛЕГИИ:


06.06.2013

О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае


          Заслушав и обсудив информацию начальника отдела по обороту земель сельскохозяйственного назначения и управлению государственной собственностью Болвачева В.А. о некоторых вопросах регулирования земельных отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае коллегия министерства сельского хозяйства Ставропольского края отмечает, что общая площадь земельного фонда Ставропольского края составляет 6616,0 тыс. гектара, из них 6108,5 тыс. гектара занимают земли сельскохозяйственного назначения. Площадь земель сельскохозяйственных угодий составляет 5659,4 тыс. гектара.
          Ежегодно на территории Ставропольского края наблюдается сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. За четыре года оно составило по Ставропольскому краю 2,4 тыс. гектаров, в том числе за 2012 год – 1,0 тыс. гектаров. В составе сельскохозяйственных угодий имеется небольшое снижение площадей многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, при этом имеется незначительное увеличение площади пашни.
          Основными причинами выбытия сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота являются изъятие земель для несельскохозяйственных целей, переводы земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, в том числе путем включения в границы населенных пунктов.
          На земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, приходится 70,26 процента от общей площади земель данной категории. Из них 63,5 процента земель находится в собственности граждан, 6,8 процента – в собственности юридических лиц.
          Вопрос упорядочения отношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, имеет особое значение в принимаемых министерством сельского хозяйства Ставропольского края (далее – министерство) и администрациями муниципальных районов Ставропольского края мерах по совершенствованию оборота и повышению эффективности использования таких земель.
          В Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2013 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности (далее – земли долевой собственности), составляет 3,5 млн. гектара (по оперативным сведениям, ежемесячно представляемым в министерство администрациями муниципальных районов Ставропольского края, с учетом данных Управления Росреестра по Ставропольскому краю).
          Общая площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности (далее – земельных участков долевой собственности), в отношении которых проведена государственная регистрация прав, составляет 3,3 млн. гектаров или 93,1 процента от общей площади земель долевой собственности.
          Меньше всего проведена государственная регистрация прав на земельные участки долевой собственности в Изобильненском (81,2 процента), Минераловодском (80,2 процента), Кочубеевском (81,8 процента), Степновском (82,8 процента) и Новоселицком (85,6 процента) муниципальных районах Ставропольского края.
          Передано в аренду земельных участков долевой собственности, а также самостоятельно используется собственниками земельных участков долевой собственности общей площадью 3,06 млн. гектаров или 86,7 процента от общей площади земель долевой собственности.
          Крайне медленно идет процесс регистрации договоров аренды земельных участков долевой собственности в Изобильненском (72,4 процента от общей площади земель долевой собственности), Новоселицком (65,8 процента от общей площади земель долевой собственности) и Степновском (74,4 процента от общей площади земель долевой собственности) муниципальных районах Ставропольского края.
          По состоянию на 01 января 2013 года работой по регистрации прав на земли долевой собственности не охвачено 89,3 тыс. гектаров. Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» органам местного самоуправления поселений и городских округов (далее соответственно – органы местного самоуправления, Федеральный закон) предоставлено право обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
          Кроме того, в отношении земельных участков долевой собственности, на которые до 01 июля 2012 года не зарегистрировано право собственности, органы местного самоуправления обязаны обеспечить в соответствии с Федеральным законом до 01 июля 2013 года проведение общих собраний участников долевой собственности, подготовку межевых планов и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков долевой собственности.
          Установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, требует совершенствования системы государственного надзора и муниципального земельного контроля.
          Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
          В силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль отнесен к вопросам местного значения поселения и городского округа. Полномочия по осуществлению данного вида контроля должны распространяться на земли всех категорий, входящих в границы муниципального образования поселения (городского округа).
          Однако отсутствие специалистов, их недостаточный уровень подготовки, необходимый для выявления фактов нарушения земельного законодательства с последующим оформлением документов, слабое взаимодействие с органами государственного земельного надзора приводят высокому уровню латентности земельных правонарушений.
          В связи с тем, что муниципальный земельный контроль могут осуществлять только органы местного самоуправления поселений (городских округов), администрации муниципальных районов Ставропольского края вправе осуществлять контроль за использованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, в рамках заключенного договора аренды земельного участка. Такой контроль не является муниципальным земельным контролем и не требует выполнения обязательных процедур, применяемых при осуществлении муниципального земельного контроля.
          Помимо контроля органам местного самоуправления предоставлено право принимать правовые акты, регулирующие вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения. Законом Ставропольского края «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края» к полномочиям органов местного самоуправления отнесены установлением маршрутов прогона сельскохозяйственных животных и птиц, а также установление норм нагрузки на пастбища.
          В то же время, не все муниципальные образования реализуют свои полномочия в области контроля за содержанием, выпасом и прогоном животных и птицы, полномочия по установлению маршрутов прогона сельскохозяйственных животных и птиц, а также по установлению норм нагрузки на пастбища, что влечет необходимость принятия органами местного самоуправления поселений соответствующих правовых актов.
          В связи с внесением в декабре 2012 года изменений в Положение о министерстве сельского хозяйства Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 13 июля 2012 г. № 247-п, на министерство возложено осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства Ставропольского края в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
          Предметом регионального государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами требований, по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
          На основании вышеизложенного коллегия министерства сельского хозяйства Ставропольского края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

          1. Информацию начальника отдела по обороту земель сельскохозяйственного назначения и управлению государственной собственностью Болвачева В.А. о некоторых вопросах регулирования земельных отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае принять к сведению.

          2. Отделу по обороту земель сельскохозяйственного назначения и управлению государственной собственностью:
          2.1. Продолжить мониторинг хода выполнения работ по приведению участниками долевой собственности договоров аренды земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
          2.3. Оказывать органам местного самоуправления Ставропольского края методическую помощь по выявлению невостребованных земельных долей с последующим признанием на них в судебном порядке права муниципальной собственности, в организации работы по проведению общих собраний участников долевой собственности, подготовке межевых планов и проведению кадастровых работ по образованию земельных участков долевой собственности, участники долевой собственности на которые до 01 июля 2012 года не зарегистрировали свое право собственности.

          3. Сектору регионального государственного контроля за соблюдением законодательства Ставропольского края в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения продолжить осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства Ставропольского края в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. При проведении проверок обратить внимание на выполнение собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения требований о проведении почвенного и агрохимического обследования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, внесении минеральных и органических удобрений, недопущении сжигания стерни и пожнивных остатков в границах землепользования.

          4. Рекомендовать:
          4.1. Органам местного самоуправления Изобильненского, Кочубеевского, Минераловодского, Новоселицкого и Степновского муниципальных районов Ставропольского края оказывать содействие собственникам земельных долей в регистрации прав общей собственности на земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
          4.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов Ставропольского края осуществлять контроль за исполнением арендаторами условий договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности или относящихся к землям, государственная собственность на которую не разграничена, в части соблюдения правил рационального использования земель, норм нагрузки на пастбища.
          4.3. Органам местного самоуправления поселений активизировать работу по реализации полномочий в области муниципального земельного контроля, контроля за содержанием, выпасом и прогоном животных и птицы, я по установлению норм нагрузки на пастбища, маршрутов прогона сельскохозяйственных животных и птиц посредством принятия соответствующих правовых актов.

          5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя министра сельского хозяйства Ставропольского края Нагаева А.А.

          6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Возврат к списку

Коллегия министерства